Chevrolet Caprice Classic и Ford Crown Victoria
С точки зрения подавляющего большинства автолюбителей ездить в одиночку на автомобиле длиной более пяти метров — как минимум непрактично. Но раз американские шоссейные «крейсеры» невозмутимо рассекают российские просторы, значит, это кому-то нужно. Кому? Не обернется ли приобретение подержанной «американской мечты» обыкновенной американской трагедией? Мы попытались ответить на эти вопросы, сделав героями рубрики «Вторые руки» два автомобиля — Chevrolet Caprice Classic и Ford Crown Victoria. Так же в статье: запчасти форд, запчасти ford
У нас их называют «крокодилами». А в Америке для этих машин есть специальный термин — full-size, «полноразмерные». К таким машинам относят преимущественно рамные автомобили с действительно полноразмерным (то есть самыми большими) салоном и багажником. Например, переднеприводные Ford Taurus или Chrysler Sebring к полноразмерным седанам не относятся. Популяция же «крокодилов» в Москве представлена в основном следующими «породами»: Chevrolet Caprice Classic и «старая» Impala, Ford Crown Victoria (среди которых много патрульных машин) и его брат-близнец Mercury Grand Marquis. А еще — Lincoln Town Car, разнообразные Кадиллаки — Fleetwood, De Ville...
Но Chevrolet Caprice Classic и Ford Crown Victoria 1991 модельного года — с так называемыми «аэродинамичными», зализанными кузовами — пожалуй, самые распространенные. На их примере мы о «крокодилах» и поговорим.
Таких машин сейчас уже не делают. Вернее, почти не делают: Ford Crown Victoria еще выпускается, но судьба этой машины висит на волоске — скоро ее заменит переднеприводный Ford Five Hundred (запчасти форд, запчасти ford), основой для которого послужила Mazda 6. А Chevrolet Caprice Classic снят с производства давно — в 1996 году, восемь лет назад.
И это чувствуется: Chevrolet Caprice Classic выглядит «весомо, грубо, зримо». Правда, немного странно смотрятся колеса, глубоко утопленные в арки, — следствие того, что «аэродинамичный» кузов надели на старое шасси с узкой колеей. В отличие от Шевроле, Ford Crown Victoria (запчасти форд, запчасти ford) кажется менее громоздким автомобилем. Здесь в большей мере чувствуется то, что в Европе называется design, а в США — styling. Впрочем, пять с лишним метров в длину и без малого два — в ширину... Все равно гигант!
Захлопнув тяжеленную дверь, оказываешься в комфортабельной однокомнатной квартире. Поражает тишина — двигателя практически не слышно, звуки от дороги тоже заглушены на совесть. Остается развалиться в огромных кожаных — нет, не сиденьях, а настоящих креслах, — перекинуть подрулевую «кочергу» автоматической коробки из «паркинга» в «драйв»... Интересно, что раньше полноразмерные «американцы» были шестиместными — и спереди, и сзади усаживались по трое. Но на машинах 90-х годов легендарные американские передние диваны канули в Лету, уступив место двум креслам с подлокотниками, которые в сложенном виде дают третье место. Однако комфортно на этом «складном стуле» будет разве что ребенку. Да и сзади сидеть лучше вдвоем — диван отформован под два места, а посредине проходит широкий трансмиссионный тоннель.
Кстати, схожая ситуация и с багажниками — они огромные (объемом по 580 литров!), но неудобные. Каприсовский — плоский и широкий, поскольку под полом расположен топливный бак. Фордовский — глубокий и узкий, как погреб. Крышки багажников обеих машин до бампера не доходят, так что грузить тяжелые чемоданы не с руки. Да и не надо — подвеска у «американцев» мягкая, и под полной нагрузкой машины проседают охотно.
Мягкость американских подвесок давно стала притчей во языцех. Гиганты клюют носом и приседают при разгоне или торможении, раскачиваются на волнах... Но не криминально! Тяжелые и длиннобазные «крейсеры» прекрасно стоят на прямой и адекватно ведут себя в поворотах — несмотря на крены и «пустой» руль. «Объезд препятствия» дается чуть хуже, но и тут трехметровая база не позволяет автомобилям резко сорваться в занос. Разгон хорош — пусть и не поражает воображения, но отставать от потока не позволит ни при каких раскладах. «Автоматы» переключают передачи мягко и относительно быстро. Тормоза отличные — педаль информативная, даже с неисправной АБС курсовая устойчивость не теряется (еще бы, с такой колесной базой!).
Вообще, эти автомобили в терапевтических целях стоило бы прописывать людям с расшатанной нервной системой. Как только вы садитесь за руль «крокодила», у вас сразу исчезает желание торопиться. Вы находитесь в прекрасном настроении и улыбаетесь соседям по дороге. Которые, кстати говоря, вас побаиваются — а значит, уважают. И правильно делают: у «крокодилов» кости крепкие, а шкура прочная. Перед лобовым стеклом — «полтора метра жизни» и мощный бампер!
А что с надежностью? Мнения владельцев по этому поводу сильно расходятся. «Подвеска сыплется, движки текут, масло и бензин жрут ведрами», — жалуются одни, но продолжают ездить. «Ухаживать надо за машиной, тогда все с ней будет в порядке», — отвечают другие. И тоже продолжают ездить.
Да, американские «полноразмерники» — машины, которые привязывают к себе. Многие из тех, кто однажды купил себе такой аппарат, никогда больше с него не слезут. Даже если купят еще одну «городскую» машину, на которой удобнее шустрить в пробках, все равно оставят себе своего любимого «крокодила» — и будут хотя бы раз в неделю степенно выплывать на нем из гаража...
Но вернемся к технике. Основное различие между нашими героями — в двигателях. Джиэмовский агрегат семейства под условным названием small block (до 1994 года на Caprice ставили версии объемом 5,0 и 5,7 л) был спроектирован еще в начале 50-х годов прошлого века — с тех пор выпущено более 25 млн таких двигателей! Чугунные блок и головки, «нижний» распределительный вал в развале блока, привод клапанов штангами и коромыслами... Разве что толкатели клапанов — гидравлические. Каприсы после 1994 года приобрели новые моторы: 5.7 и 4.3. Первый из них — дефорсированный, изначально он предназначался для Корвета (запчасти форд, запчасти ford), а в обычной жизни таскал тяжелые универсалы, «шустрые» Импалы и патрульные полицейские машины последних лет выпуска. Отличия — алюминиевые головки блока, коллекторные прокладки из нержавеющей стали, клапанные крышки из пластика. Второй, меньший по объему, мотор остался «чугунным», разница — в деталях. Система питания у обоих моторов стала более совершенной — распределенный впрыск с электронным управлением.
Фордовская «восьмерка» объемом 4,6 л на Краун Виктории посовременнее: чугунный блок венчают алюминиевые головки с «верхними» распредвалами и их цепным приводом. Впрыск топлива — только распределенный (на Caprice до 1994 года ставили центральный впрыск), электронная система зажигания — без распределителя.
В остальном Ford и Chevrolet схожи. Кузова крепятся к лонжеронным рамам — при всех минусах такого решения салон лучше развязан от шумов и вибраций. Конструкция подвесок — тоже своего рода классика: спереди двойные поперечные рычаги, пружины и стабилизатор поперечной устойчивости, сзади — неразрезная балка моста с реактивными тягами (также на пружинах). Казалось бы, все сделано на века! Но на самом деле и Crown Victoria, и особенно Caprice Classic — машины нежные, очень требовательные к уходу. Эти громадные «американцы» требуют гораздо более частого и трудоемкого техобслуживания, чем любой «европеец»!
Во-первых, американские «восьмерки» хоть и обладают гигантским потенциальным ресурсом, но рассчитаны на замену масла после 5000—7000 км — в противном случае усиленный износ поршневых колец и подшипников вызовет быстрый выход из строя. А во-вторых, обе машины имеют... пресс-масленки! Да-да, как и полвека назад, этих «американцев» через каждые 5000—10000 км нужно шприцевать — вручную закачивать смазку в крестовины кардана, в шаровые опоры, в наконечники рулевых тяг...
Стоит учесть еще и такую особенность, как дюймовый крепеж. Имейте в виду, что комплект инструмента надо будет собирать специально, а гайки и болты — беречь как зеницу ока!
Более проблемным и трудоемким в обслуживании считается Chevrolet. Двигатели не выносят грязного масла, чугунные головки блока трескаются при перегреве. Все моторы, независимо от конструкции, требуют примерно раз в 30 тыс. км замены свечей зажигания. А свечи расположены в непосредственной близости от передних колес, щедро поливаются грязью и водой — если протянуть с заменой, то ржавчина просто «приварит» свечи, и замена будет проистекать с воплями, криками и поломкой инструмента.
Еще одно слабое место — это состояние радиаторов. Дело в том, что в основном радиаторе находится теплообменник коробки передач. А рядышком стоит еще и конденсатор кондиционера. Так что когда коррозия разрушает трубки, под угрозой оказываются и двигатель, и «автомат», и кондиционер. Новые радиаторы довольно дороги ($200—400), поэтому народ пытается выходить из положения разными способами — паяет старые, ищет подходящие на «разборках»...
В системе вентиляции (запчасти форд, запчасти ford) и отопления подержанной машины может быть нарушено распределение потоков воздуха. Восстановить правильное «ветродуйство» можно только с полной разборкой передней панели, иначе правильно подсоединить все вакуумные трубочки, с помощью которых поворачиваются заслонки, весьма сложно. Зато когда все работает, мощная печка очень быстро прогревает салон даже в сильные морозы, а кондиционер легко справляется с жарой.
От времени и от дорожной соли страдают трубы глушителя. Как правило, они просто разваливаются по сварке. Кстати, если штатную выпускную систему заменить на двойную (такая выпускалась для Импалы и полицейских машин 1994—1996 годов), можно получить немалую прибавку в мощности.
«Рваная», дерганая езда и плохое охлаждение автоматической коробки — верный путь к ее потере. Чаще всего страдает пакет фрикционов третьей и четвертой передач. Он выгорает, и коробка переходит на аварийный режим, который позволяет только доползти до сервиса. Ремонт может стоить от $700 до $1500.
Крестовины кардана нужно шприцевать через каждые 3000—5000 км — тогда они будут вечными. В заднем мосту слабое место — сальники главной передачи, которые требуют периодической замены. Кстати, на Каприсах существовало четыре варианта разных главных передач, с блокировкой дифференциала или без нее и с различными передаточными числами, от чего зависит динамика конкретного автомобиля.
Задняя подвеска страдает от перегруза — проседают пружины, «кончаются» амортизаторы. Но сайлентблоки менять приходится крайне редко. А передняя подвеска вновь нуждается в постоянном шприцевании — пресс-масленками снабжены шаровые опоры и наконечники рулевых тяг.
На запущенном автомобиле частенько сгнивают до дыр стальные тормозные трубки. А сменить их тяжело, ибо проложены они по раме так, что не доберешься — по-хорошему нужно просто демонтировать кузов!
Ford Crown Victoria (запчасти форд, запчасти ford) отличается от Каприса более современной техникой. Мотор надежнее, хотя из-за старой, растянувшейся цепи ГРМ «уходят» фазы и появляется неустойчивая работа на переходных режимах, куда-то девается холостой ход. Замена цепи — процесс довольно трудоемкий и хлопотный. Зато доступ к свечам гораздо удобнее. А вот масляный фильтр потребует специального съемника. Есть бортовая система диагностики, которая записывает не только состояние двигателя, но и сбои в системе управления «автоматом». Полезная функция, поскольку и фордовские коробки иногда требуют ремонта. Причем обычно получается так, что фордовская коробка ломается по мелочам и потом больше не работает совсем, а джиэмовская может протянуть очень долго и в «полуживом» состоянии.
Шасси требует шприцевания точно так же, как и на Шевроле. И подвеска тоже не терпит грубого обращения: просевшие пружины и разбитые амортизаторы — обычное дело. Даже опционная пневматическая подвеска не сохраняет осанку. Самые аккуратные клиенты приезжают на ремонт шасси примерно раз в полгода — чтобы потом не испытывать никаких проблем. Причем это не настолько дорого, как может показаться: к примеру, пара амортизаторов с доставкой из Штатов обходится в $60—80.
Защита от коррозии не столь высока, как у нынешних «европейцев» — на Фордах коррозия поражает задние крылья, а внешний вид Каприсов часто портят пятна ржавчины по низу дверей и вдоль арок передних крыльев. Со временем тускнеют пластиковые рассеиватели фар — их или полируют, или просто покупают новую оптику (например, тайваньского производства, которая дешевле). Кстати, американские фары имеют иную форму «ближнего света», нежели европейские: в Европе закон предписывает четкое разграничение света и тени. У американских фар это световое «пятно» более равномерное. Зато к приятным особенностям американской светотехники на Каприсах и Краун Викториях (запчасти форд, запчасти ford) можно отнести дополнительную секцию, располагающуюся в блоке с «поворотником», — при включении указателей поворота в сочетании с основным светом загорается лампа, которая светит вбок, помогая маневрировать в темное время суток. В Европе подобные фары только начинают появляться — например, на Audi A8.
Напоследок отметим еще одну характерную особенность: большие шины с высоким (по европейским меркам) профилем — обод диаметром 15—16 дюймов и высота профиля 60—70%. Ассортимент таких покрышек не очень велик. И если с летними шинами особых проблем нет (можно даже купить покрышки с «американской» белой боковиной), то на зиму приходится ставить и грузовые шины (с индексом «С») — лишь бы были с зимним рисунком протектора.
Итак, каковы наши выводы? Конечно, покупка «крокодила» — поступок нерациональный. Пятиметровый автомобиль весом около двух тонн, в котором можно удобно устроиться только вчетвером, — это роскошь. Расход топлива 15—20 л/100 км, необходимость обслуживания через 5000 км... Еще один минус — это техническое состояние российской популяции «крокодилов». Найти хороший автомобиль — проблема. Большинство — с отказавшей коробкой и «посаженным» мотором, с просевшей «убитой» подвеской, с неисправными тормозами... Не берегли их прежние владельцы, не щадили. Правда, это диктует и невысокий уровень цен. Откровенно запущенные экземпляры вообще можно купить за $2000, машины получше будут стоить $5000—6000. А «крокодилы» 1994—1996 годов в приличном состоянии могут продаваться за $7000—9000, но найти такие варианты непросто. Кстати, есть фирмы, которые занимаются доставкой подержанных «американцев» из Штатов на заказ — «полноразмерник» в хорошем состоянии обойдется примерно в $20000, со всеми налогами. Но обладание «крокодилом» — это не только проблемы и расходы. Это, прежде всего, — удовольствие от общения с особенным, ни на что другое не похожим автомобилем, способным превратить ежедневные поездки по городу в праздник величия американского автопрома. Уходящего величия?
VIN автомобилей Chevrolet Caprice Classic выглядит примерно так: |
Заполнение: |
1 G 1 B L 8 1 E 1 L A 123456 |
Позиция: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12—17 |
1: страна производства: |
1 — США; |
2: производитель автомобиля: |
G — General Motors; |
3: отделение: |
1 — Chevrolet; |
4—5: модель и исполнение: |
BL — Capriсe STD; |
|
BN — Caprice Classic; |
|
BU — Caprice Classic Brougham; |
6: тип кузова: |
5 — 4-дверный седан; |
|
8 — 5-дверный универсал |
|
(Station Wagon); |
7: системы безопасности: |
1 — ремни безопасности; |
|
2 — ремни безопасности и надувные подушки для водителя и пассажира; |
|
3 — ремни безопасности и надувная подушка для водителя; |
|
4 — автоматические ремни; |
|
5 — автоматические ремни и надувная подушка для водителя; |
|
6 — автоматические ремни и надувные подушки для водителя и пассажира; |
8: тип двигателя: |
E — 5,0 л; P — 5,7 л; W — 4,3 л; 7 — 5,7 л; |
9: |
контрольный знак; |
10: модельный год: |
М — 1991; N — 1992; P — 1993; R — 1994; S — 1995; T — 1996; |
11: сборочный завод: |
А — завод в г. Арлингтон, Техас; |
12—17: |
серийный номер автомобиля. |
VIN (Chevrolet и Ford) расположен в левом нижнем углу лобового стекла и виден в специальном окошечке. Кроме того, в различных местах на кузове есть бумажные ярлыки, на которых продублирован номер. Самый большой интерес представляет наклейка на торце водительской двери. Здесь можно найти не только VIN, но и информацию о точной дате выпуска (даже год, день и час окончательной сборки), размер шин и колес, давление воздуха в шинах, уровень комплектации и исполнение. Что любопытно, на нашем рынке можно встретить автомобили в американском, канадском и… эмиратском вариантах. При выборе автомобиля желательно проверить соответствие номера конкретному автомобилю. Это можно сделать у официального дилера или в Интернете. |
VIN автомобилей Ford Crown Victoria/Mercury Grand Marquis выглядит примерно так: |
Заполнение: |
|
2 F A C P 7 2 W 5 P X 123456 |
Позиция: |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12-17 |
1: страна производства: |
|
2 — Канада; |
2: производитель автомобиля: |
|
F — Ford Motor Company; |
3: отделение: |
|
A — Ford; |
|
E — Mercury; |
4: системы безопасности: |
|
А — автоматические ремни и надувная подушка для водителя; обычные ремни для пассажира; |
|
В — автоматические ремни; |
|
С — автоматические ремни безопасности и надувная подушка для водителя; |
|
D — автоматические ремни безопасности спереди; |
|
L — автоматические ремни и надувные подушки для водителя и пассажира; |
|
P — обычные ремни спереди; |
|
R — обычные ремни спереди и надувная подушка для водителя; |
|
S — обычные ремни спереди и надувные подушки для водителя и пассажира; |
5: модельный ряд: |
|
М — Lincoln/Mercury; |
|
Р — Ford; |
6 и 7: тип кузова: |
|
тип кузова только один — 4-дверный седан; цифры указывают уровень комплектации; |
8: двигатель: |
W — 4,6 л; |
9: контрольный знак; |
10: модельный год: |
|
М — 1991; N — 1992; |
|
P — 1993; R — 1994; S — 1995; |
|
T — 1996; V — 1997; W — 1998; |
|
X — 1999; Y — 2000; 1 — 2001; |
|
2 — 2002; 3 — 2003; |
11: сборочный завод: |
|
Х — завод в г. Сент-Томас, |
|
Онтарио, Канада; |
12—17: серийный номер автомобиля. |
Таблица двигателей для автомобилей Chevrolet Caprice 1990—1996 годов |
|
рабочий объем |
мощность |
годы выпуска |
особенности |
L99 |
4321 куб. см |
203 л.с. |
9/1994—11/1996 |
OHV, SFI |
L03 |
5002 куб. см |
172 л.с. |
1/1990—9/1994 |
OHV, ТВI |
L05 |
5733 куб. см |
183—198 л.с. |
1/1990—9/1994 |
OHV, ТВI |
LT1 |
5733 куб. см |
264 л.с. |
9/1994—11/1996 |
OHV, SFI |
OHV — один распредвал в развале блока цилиндров |
ТВI — центральный впрыск (две форсунки в корпусе дроссельных заслонок) |
SFI — распределенный впрыск (по форсунке на каждый цилиндр) |
Моторы только бензиновые, V-образные восьмицилиндровые, у всех по два клапана на цилиндр и цепной привод распределительного вала. |
Двигатель для автомобилей Ford Crown Victoria 1991—2003 годов |
|
рабочий объем |
мощность |
годы выпуска |
99W |
4593 куб. см |
193—213 л.с. |
12/1990—12/2003 |
Двигатель — бензиновый, V-образный восьмицилиндровый, с двумя клапанами на цилиндр и с единственным распредвалом в головке каждого блока. Привод газораспределительного механизма — цепной. Система питания — распределенный впрыск. |
|